Практическая стилистика русского языка » Д.Қонаев атындағы орта мектеп
Алматы облысы білім басқармасының
Еңбекшіқазақ ауданы бойынша білім бөлімінің
"Д.Қонаев атындағы орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72636) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72636) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Практическая стилистика русского языка
12
июнь
2017

Практическая стилистика русского языка






«Практическая стилистика
русского языка»



Программа
прикладного курса для учащихся 11класса



Автор программы: Морозова Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы












с. Тургень



АННОТАЦИЯ


Программа практического курса «Практическая стилистика русского языка» адресована учащимся 11 классов, призвана углубить знания по предмету
Целями курса являются:
 Расширить лингвистический кругозор обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний.
 Совершенствовать практические и коммуникативные навыки учащихся.
 Дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.
 Уточнить готовность и способность обучающегося осваивать выбранный предмет на повышенном уровне сложности.




























Пояснительная записка

Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 34 часа и призван поддержать общественно-гуманитарный профиль обучения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человека. Однако пользоваться им нужно умело, изучив его особенности.
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если человек свободно владеет литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Нередко учащиеся допускают в письменных работах стилистические недочёты (ошибки). Чтобы предупредить ошибки, надо изучить «Практическую стилистику». Именно это и является областью изучения в данной программе.
Цель элективного курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой стороны – это главное – в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков.
Программа направлена на достижение следующих задач:
-ознакомить учащихся с основными понятиями практической стилистики;
-расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах языка;
-отработать навыки учащихся в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка;
-способствовать формированию коммуникативной компетентности и умению создавать собственный текст.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности
учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приёмы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учеников.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико - стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать следующие приёмы: лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
-самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
-совершенствование рукописи с определённой точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
-рецензирование;
-сообщения как результат наблюдений.







































Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения курса «Практическая стилистика» учащиеся должны:
- понимать назначение стилистики как научной дисциплины;
- усвоить теоретические понятия, связанные с практической стилистикой;
- знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
- уметь анализировать письменные и устные тексты разных стилей;
- владеть стилистическими нормами: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств, уметь самим правильно выбрать и употребить эти средства, уметь оценивать тексты с точки зрения соблюдения в них стилевых норм;
- понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов «речевых ошибок»;
- уметь находить и исправлять стилистические ошибки (владеть навыками стилистической правки текста)































Содержание курса
Введение.(1 час)
Общие сведения о практической стилистике. Предмет и задачи практической стилистики. Виды стилистики.
Функциональные стили русского языка. (9ч.)
Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Литературно – художественный стиль. Разговорный стиль. Их основные стилевые черты и характерные особенности.
Лексическая стилистика.(17 ч.)
Смысловая точность речи. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Ошибки, связанные с выбором слова.
Речевая недостаточность и речевая избыточность. Алогизм. Плеоназм, Тавтология.
Стилистическая окраска слов.
Историзмы, архаизмы. Ошибки, связанные с их употреблением.
Неологизмы, иноязычная лексика. Ошибки, связанные с их употреблением.
Фразеологизмы. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистическое использование пословиц, поговорок, « крылатых выражений». Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Канцеляризмы и речевые штампы. Сфера использования канцеляризмов. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Ошибки, связанные с их употреблением.
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы. Стилистическая функция их. Ошибки, связанные с их употреблением.
Профессионализмы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Стилистическое использование профессионально – технической и терминологической лексики.
Смысловые единицы речи. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Стилистическая функция синонимов.
Антонимы, стилистическая функция антонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.
Омонимы. Омографы. Омофоны. Стилистическая функция омонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.
Паронимы. Виды паронимов. Стилистическая функция их .Ошибки, связанные с их употреблением.
Лексические образные средства языка. Тропы: сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.
Грамматическая стилистика.(5 ч.)
Стилистическое использование форм имён существительных, прилагательных, глаголов. Стилистическое значение порядка слов в предложении. Стилистика сложных предложений.
Стилистический анализ текста.(1 ч.)

Учебно-тематический план.


п/п Название тем курса Кол-во
часов Формы проведения
занятий Формы контроля

1. Введение. Понятие о практической стилистике. Виды стилистики.
1 лекция Конспект
лекции

2. Функциональные стили русского языка. Отбор и организация языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи.

1 Лекция с элементами беседы

3. Научный стиль.
1 беседа Работа с текстом

4.
Официально – деловой стиль.
1 Беседа
Работа с таблицей Исследование текста

5.
Публицистический стиль.
1 Сост-е таблицы «Жанры публ. стиля» Написание статьи в газету

6. Литературно – художественный стиль
2 семинар Практическая работа

7.
Разговорный стиль
1 беседа Устный ответ






8.
Практикум. Работа с текстом.
2 Исследование текста
Сост-е теста «Стили языка»

9. Лексическая стилистика.
Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов.

1 Лекция с элементами беседы Практическая работа

10.
Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте.

1 Беседа, сост-е схемы Практическая работа

11.
Стилистическая окраска слов.
1 Лекция с элементами беседы Устный опрос
12.
Историзмы, архаизмы. Ошибки , связанные с их употреблением. 1 Исследование текста
Сост-е таблицы Подбор текста из худ. литературы

13. Неологизмы. Иноязычная лексика. Ошибки, связанные с их употреблением. 1
Составление таблицы
Практическая работа

14. Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 1 Работа в группах, конкурс-соревнование Сочинение-миниатюра
15. Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением. 1 беседа Анализ сочинений
16. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы. 1 Работа со словарём В.Даля Практическая работа
17. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением 1 Исследование текста Анализ текста
18. Смысловые единицы речи. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 1 Исследование текста
Работа со словарём Сочинить лингвистическую сказку
19. Антонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 1 Анализ текста
Работа со словарем Практическая работа
20. Омонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 1 Составление схемы тест

21. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. 1 беседа Письменная работа
22 Стилистический анализ школьных сочинений. 1 Анализ школьных сочинений
Практическая работа Контрольная работа
23 Лексические образные средства речи. 2 Лекция с элементами беседы, анализ поэт. текста Устный опрос
Практическая работа
24 Анализ поэтического текста 1 практикум Письменный анализ текста

25 Грамматическая стилистика.
Стилистическое использование форм имён существительных.
2 Лекция с элементами беседы Устный опрос

26
Стилистическое использование форм имён прилагательных и форм глаголов.
1 Правка текста взаимопроверка
27 Стилистическое значение порядка слов в предложении. 1 Беседа,работа с текстом Карточки-задания
28 Стилистика сложных предложений 2 Беседа
Выполнение упражнений Письменная работа
29 Контрольная работа «Стилистический анализ текста»

1 Контрольная работа
Итого 34




















Учебно-методическое обеспечение

Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистика и риторика. Екатеринбург: «Сократ», 1997 год.
Культура речи и стилистика. Программа для 10-11 классов. Составители: Ю.С. Пичугов и др. М.: «Просвещение», 1994 год.
Миловидова И.Н. Проверяем свою грамотность (орфография, пунктуация, стилистика). М.: «Аирис Рольф», 1997 год.
Розенталь Д.Э. Голуб И.В. Секреты стилистики. М.: «Аирис Рольф», 1996 год.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: «Высшая школа», 1997 год.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Изд. Дом «Дрофа», 2003 год.
Стилистика русского языка (для 10-11 классов). Составитель Вартапетова С.С.
Шустрова М.В. Практическая стилистика русского языка. М.: «Новая школа», 2004 год.

Похожие публикации: